Авторизация ...

Имя пользователя :
Пароль :
напомнить пароль

Родина - Советский Союз : Homeland - Soviet Union » Фотографии » Новосибирск 1980-х годов

Союз Советских Социалистических Республик - государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После Второй мировой войны СССР имел сухопутные границы с Афганистаном, Венгрией, Ираном, Китаем, КНДР (с 9 сентября 1948 года), Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией, Чехословакией и только морские с США, Швецией и Японией.
Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные Советы, президенты союзных республик). В 1989-1990 годах все республиканские советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них - декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. После Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чем было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик.

Подобно тому, как я показывал уже Хабаровск и Владивосток времен заката советской эпохи, хочу переместиться с Дальнего Востока в западную Сибирь и совершить краткий экскурс во времени при помощи книги «Земля Новосибирская», увидевшей свет в 1983 году в московском издании «Советская Россия». Для меня это лишний шанс показать столицу Сибири, где я побывал в 2004–2005 годах, но так и не собрался еще соорудить соответствующие альбомы.
Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная магистраль.


Столица области – Новосибирск. Город с удивительной историей: некогда безвестный рыбацкий поселок на таежном берегу Оби с началом строительства Великой Транссибирской магистрали (1893 год) стал бурно расти и скоро превратился в оживленный торговый город Сибири, а за годы советских пятилеток – в крупнейший на востоке СССР центр индустрии, науки и культуры.


Красный проспект – главная артерия города – у площади Ленина.


Все больше в городе вот таких уютных уголков.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не спорят.


Внутри большого города создаются сказочные городки, игровые и спортивные площадки для детей, в которых многие из них проводят летние, зимние и весенние каникулы. Есть все условия для гармонического развития юных сибиряков.


Про советские годы ничего не скажу, однако, как мне показалось, в середине 2000-х город был иллюминирован достаточно слабо, по крайней мере если сравнивать с Хабаровском. Ну а идеологическую составляющую наружной рекламы давно уже сменила коммерческая, снабженная подсветкой.


Я плохо знаю город, поэтому затруднюсь идентифицировать изображенное на снимке место (подсказывают, что на переднем плане фигурирует комплекс типографии «Советская Сибирь»). Однако, несмотря на монументальность зданий, картина не очень-то впечатляет из-за неухоженности прилегающей территории. Честно говоря, подобные картины напоминают мне официальные фотографии Пхеньяна.


Новосибирск называют главной воздушной площадью Сибири – здесь сходятся многие международные, внутрисоюзные и областные авиалинии. Отсюда, из аэропорта Толмачево, ежедневно отправляются десятки рейсов.


Изумительное по красоте и масштабам здание новосибирского железнодорожного вокзала предвоенной постройки.


Новосибирский речной порт с новым крупным вокзалом стал крупным транспортным узлом на Оби, важным центром снабжения нефтяного севера Сибири.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии. Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница «Обь».


На речном трамвае – за город, на отдых.


Строятся новые магазины – современные, удобные, как этот универсам.
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза. На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия – оттуда привозили даже такие почти мистические напитки, как «Фанта» и «Пепси-кола».


Знаменитые сибирские сыры изготавливаются здесь.
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в 1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр» или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.


Многочисленные ателье города могут удовлетворить самый взыскательный вкус.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов одежды.


Бердский радиозавод – признанный центр сибирской радиотехнической промышленности.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут показаны главным образом Академгородок и сельская местность. Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной декой и проигрывателем виниловых пластинок.


На заводе им. Д.И. Ефремова строятся тяжелые уникальные станки с электронным программным управлением.


Работают проектировщики. В Новосибирске строится метро, первое в Сибири.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах «Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в «Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.


В сквере Героев революции. Во имя счастливой жизни сибиряков сложили головы тысячи и тысячи отважных.


Широко распахнули двери для новосибирцев клубы и дворцы культуры города.


Тысячи горожан и сельчан раскрывают свои таланты в изостудиях, самодеятельных оркестрах, вокальных и танцевальных коллективах.


По Красному проспекту идут барабанщики.


Земля Новосибирская славится спортсменами. Так, фехтовальный клуб «Виктория» с интересом посещают наши зарубежные гости.


Один из членов конноспортивной секции и его первые поклонники.


Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта называют крупнейшей кузницей кадров для железных дорог Сибири и Дальнего Востока. Сегодня многие его питомцы строят Байкало-Амурскую магистраль и проектируют новые трассы будущего.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего ДВГУПС (в ту пору ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с 1940-х годов.


Вероятно, зал для работы с микропленкой из архивов. Я такие аппараты в свое время видел, но сидеть за ними не приходилось.


Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) в Новосибирске – одно из крупнейших книгохранилищ мира, депозитарий ООН.

Другие новости по теме:

  • Маленький автомобиль большой страны: Запорожец
  • Литва, события 13 января 1991 года
  • "Пустой" советский магазин...
  • Сибирь 1975 года в журнале National Geographic
  • Хабаровск начала 1980-х
  • Приморье 1970-х годов
  • Земля Новосибирская 1980-х
  • Московские зимы
  •  

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

     

    2008-2017 © Родина - СССР