Родина - Советский Союз : Homeland - Soviet Union » Фотографии » Новосибирск 1980-х годов
Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные Советы, президенты союзных республик). В 1989-1990 годах все республиканские советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них - декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. После Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чем было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик.

Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная магистраль.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не спорят.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии. Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница «Обь».
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза. На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия – оттуда привозили даже такие почти мистические напитки, как «Фанта» и «Пепси-кола».
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в 1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр» или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов одежды.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут показаны главным образом Академгородок и сельская местность. Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной декой и проигрывателем виниловых пластинок.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах «Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в «Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего ДВГУПС (в ту пору ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с 1940-х годов.
Другие новости по теме:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.