Авторизация ...

Имя пользователя :
Пароль :
напомнить пароль

Родина - Советский Союз : Homeland - Soviet Union » СССР в нашего время » Автомобильные номера в Советском Союзе

Союз Советских Социалистических Республик - государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После Второй мировой войны СССР имел сухопутные границы с Афганистаном, Венгрией, Ираном, Китаем, КНДР (с 9 сентября 1948 года), Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией, Чехословакией и только морские с США, Швецией и Японией.
Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные Советы, президенты союзных республик). В 1989-1990 годах все республиканские советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них - декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. После Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чем было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик.
Автомобильные номера в Советском Союзе

Первые пятилетки стали эпохой бурного развития отечественного автотранспорта. Нужно было найти надежный способ контролировать постоянно расширяющийся автопарк страны. В 1931 году утвердили единый стандарт машинных знаков для всех регионов СССР. Отныне типичный номер выглядел так: черным на белом поле писали букву и отделенный от нее дефисом набор цифр, например А-10-44. Позднее стали указывать еще и информацию о региональной принадлежности транспортного средства. Так, под буквенно-цифровым кодом приезжей «полуторки» можно было прочитать название города ее «приписки»: СТАЛИНГРАД. Впрочем, спустя несколько лет вместо полного наименования региона начали использовать код только из двух букв, скажем, ГА (Грузия), ГК (Горький), ЛБ, КЕ и т. д.

Любопытно, что именно в предвоенные годы в Государственной автомобильной инспекции при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР разработали секретную концепцию особых номеров для автомобилей, обслуживающих партийную номенклатуру. Отныне машины из горкомовских и обкомовских гаражей имели в регистрационных знаках литеры «МА», тогда как редкие владельцы собственных авто получали таблички серии «МИ».

Черным по желтому

Чтобы навести порядок, в 1946 году ввели новый стандарт регистрационных знаков. Отныне все автомобили, эксплуатируемые на территории СССР, должны были иметь автомобильные номера желтого цвета с черными буквами и цифрами. Исключение сделали только для персональных машин чиновников госаппарата. Чтобы все, кому положено, могли издали узнать начальническую «победу», на нее монтировали табличку черного цвета с белыми буквами. Кроме того, служебный транспорт руководящих работников имел особые серии.

Автомобильные номера в Советском Союзе


В конце 1950-х годов черные знаки стали устанавливать и на машины простых смертных. А в 1959 году приняли очередной ГОСТ, в соответствии с которым правильный номер должен быть непременно черным с белыми цифрами и буквами. Но еще несколько лет (по отдельным данным до 1965 года) часть регистрируемых в ГАИ новых автомобилей получала таблички из старых запасов — желтые.

Олимпийский эксперимент

С конца 60-х годов руководство ГАИ берет курс на обмен номеров старого образца на новые. Но вплоть до 1970 года по стране продолжают колесить тысячи машин с желтыми знаками. Только по случаю 100-летия вождя мирового пролетариата в верхах решили в сжатые сроки ликвидировать этот разнобой. Однако даже перед самой перестройкой в каком-нибудь провинциальном городишке можно было увидеть проезжающий 400-й «москвичонок» с послевоенным «цыплячьим» номером.

В 1981 году провели последнюю крупную реформу советских автомобильных знаков. А годом раньше, во время Олимпиады, на улицах столицы появились новенькие туристические «икарусы» и такси марки «Волга» с диковинными для того времени номерами серии ОЛМ (черные цифры и буквы на белом фоне). Эти машины предназначались для обслуживания иностранных делегаций и участников Игр.

Правда, по окончании международного спортивного состязания европеизированные номера сразу исчезли. Но уже через год знаки нового образца стали вводить по всей стране. Отныне четко разграничили государственный и личный транспорт: теперь на частных авто одна из букв предшествовала цифрам.

Грузовые и служебные машины учреждений также обладали табличками разных серий. Причем задние номера для грузовых авто по форме были близки к квадрату, а для личных — более удлиненными и взаимозаменяемыми с передними. На служебных же транспортных средствах задний знак мог быть обоих типов. В общем, не повезло гражданам — владельцам «ГАЗ-69»: длинный номер препятствовал открыванию заднего борта или выпирал за габарит. Приходилось мастерить самодельную подсветку для «кормового» знака. С похожими сложностями столкнулись и владельцы 401-х «москвичей».

Другие новости по теме:

  • О промышленности СССР
  • СССР и тотализаторы: экскурс в историю
  • Предпринимательство в СССР и его история, в годы правления Горбачева
  • Двойники Сталина
  • По имени Таврия (17 фотографий)
  • Маленький автомобиль большой страны: Запорожец
  • Рождение и смерть советских компьютеров
  • Школьная форма в СССР
  •  

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

     

    2008-2017 © Родина - СССР